четверг, 17 сентября 2015 г.

Несколько фактов о Башкирии



Все мои знания о Башкирии очень много лет помещались в один единственный факт:

 1. Мой дедушка и обе его сёстры были усыновленными, прадед и прабабушка не могли иметь своих детей. За моим дедушкой прадед ездил в Башкирию. Никто так и не знает, почему именно туда... Но факт остается фактом: своими карими глазами и волнительными скулами я обязана таинственным башкирским корням.


Постепенно с течением жизни факты прибавлялись:

2. Та самая абстрактно-далёкая Уфа, где светит "щербатая луна", как раз и есть столица Башкортостана.

3. Мой муж, прожил половину детства и отрочество в башкирском городке Октябрьский. Благодаря мужу я узнала, что в Петербурге не бывает вкусных жёлтых помидоров. И вообще, с хорошими помидорами сложно. 

4. Октябрьский обрёл свой статус в 1946 году. Строившейся до этого хаотично рабочий посёлок было должен был приобрести структуру и форму. Для этого пригласили архитекторов из Ленинграда. И основная застройка городского центра представляет собой двух и трех этажные дома "немецкой" застройки, так хорошо знакомой петербургским жителям по старым районам Нарвской, Чёрной Речки, Удельной... Свекровь моя, оказавшись впервые в нашем микрорайоне, прошлась от метро по Дибуновской улице со словами: "Я дома!".

5. Муж мой, еще не будучи ничьим мужем, приехал в Петербург не в таком уж далёком 2000 году поступать в институт без паспорта. Не потому что забыл, а потому что в Башкирии не выдавали паспорта. Была некая справка подтверждающая твою личность и адрес прописки. Случилось это в конце 90-х, когда в ход пошли паспорта РФ нового образца, без графы "национальность". Башкирия и Татария отказались выдавать населению такие паспорта. И вместо них выдавали некий документ на белом листе бумаги с фото и четырехзначным номером. Старшее поколение продолжало пользоваться старыми паспортами, а вновь прибывшие выпускники-абитуриенты вынуждены были объяснять в приёмных комиссиях вузов, находящихся за пределами Башкирии, что эта бумажка у них вместо паспорта. До 2002 года муж без паспорта жил, кстати.

Вот собственно с этим багажом знаний я и отправилась с мужем на его родину в рамках трёхдневной поездки Уфа-Октябрьский-Самара. За три дня у меня прибавилось столько фактов, что формата блога боюсь не хватит... Вот некоторые из них:

6. Это очень красивый край. Раньше я думала, что "степь" - это что-то очень скучное жухло-зелёное. Теперь я знаю, что степь - это невообразимой красоты пейзажи по обе стороны от шоссе. Поля подсолнечников, плавно уходящие к подножью холмов, покрытых березовыми рощами. У меня, жителя Петербурга, каждый холм или возвышенность или скала, попавшие в поле зрения, вызывают резкий выброс эндорфинов и, как следствие, состояние легкого экстаза. Я, вообще-то, мечтала проехаться по итальянским просторам, чтобы вдоволь насладиться бертолуччевскими видами "а-ля Ускользающая красота". Кое-кто подшучивал над превратностями моей судьбы: вместо поездки в Италию, поехала на встречу выпускников куда-то в степь. Да, поехала, и оказалась в невероятно красивой стране! Фотографий не так много, и некоторые из окна автомобиля, но поверьте, главное то, что сохранено в моём сердце.






7. Уфимский кремль сгорел еще в 1759 году. Уфа - современный город. Даже на открытках изображены здания "Башнефти". Но зато потрясающий вид на реку Белую.




8. Раз в год в Уфе проходит Симфоническая ночь. На одной из главных площадей города, около Экспоцентра всю ночь играет симфонический оркестр. Люди приходят с пледами, пенками, термосами... Рассаживаются на траве вокруг сцены, окруженной природным амфитеатром, и наслаждаются музыкой.  Нам повезло - эту ночь мы были в Уфе. Что интересно, я не увидела ни одной брошенной бутылки, ни одного пьяного человека, почти не было поднятых вверх гаджетов, снимающих сцену и, главное, при большой массовости мероприятия, я так и не встретила ни одного полицейского. Люди просто слушали, и всем было хорошо.


9. Суп из конины, бургер из конины, конская колбаса... Свежий утренний кумыс, доставленный прямо с ипподрома, реально помогает от похмелья. Чак-чак едят все повсеместно. Чай с молоком, по-татарски. Эчпочмаки всё равно вкуснее у моей свекрови.

10. В Октябрьском я лишилась караоке-невинности. Нет-нет, я не пела! Но сам факт посещения караоке-бара произошел со мной впервые. Что не сделаешь ради одноклассников мужа.

11. Мы обошли хороший город Октябрьский примерно за три часа. Нет, я всё-таки не могу понять, как жить без моря, Эрмитажа и Макавто. Хотя холмы с живописным предместьем, заметные почти с каждой улицы города, немного спасают ситуацию. Думаю это то, ради чего можно сюда возвращаться.

12. Люди, попадающие прямо в сердце. Мы жили три дня в трёх городах в трёх разных семьях. Посещали родственников. Даже свалились на голову людям, купившим дом, где прошло детство мужа. Везде нас принимали как самых дорогих и почетных гостей. Мы много и вкусно ели, пили чай с молоком, нас везде пытались помыть в бане и оставить ночевать, даже там, где мы и не планировали. И мы говорили. О семьях, о бизнесе, о рыбалке, о детстве, о планах, о городах... К вечеру каждого дня мне не верилось, что я знаю этих людей всего несколько часов. Огромный поток добра и радости окутывал нас на протяжении всей поездки. Это невозможно почувствовать в любом другом путешествии, где ты просто турист. Когда ты приехал к кому-то, то твой отпуск превращается в разговор, в обмен энергией, в гордость за людей тебя окружающих и за себя. Что я могу сказать? Ездите в гости.

13. Из Башкирии очень быстро можно добраться до Самары. И если продолжать в том же духе, то могу сказать, о Самаре у меня в голове был только один факт: "Ах, Самара городок, беспокойная я.." Теперь всё иначе, но об этом в следующий раз.


2 комментария:

  1. Про паспорт что-то странно, я с 1984 до 2005 года жила в Башкирии и свой паспорт получила в 16 лет в 2000 году, обычный российский паспорт только вставки там были башкирском языке, у моих родителей до сих пор такие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мой муж получал свою "замену" паспорта немного раньше, чем 2000г., просто он жил с этой справкой какое-то время и с ней же в 2000-м поехал поступать. После этого как раз и обменял ее уже на нормальный паспорт. Возможно Вы получали паспорт в 2000-м как раз после того, как эту ситуацию устранили. Может еще была какая-то зависимость от работы разных паспортных столов. Мне сейчас сложно ответить Вам, почему у Вас получилось не так как у него)))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...